Барокко

Барокко

Антонио Лючио Вивальди
(1678-1741)


Сыграй сам

Вивальди Четыре времени года Весна, стр.13

Вивальди Четыре времени года Осень, стр.15


Рекомендуем послушать
     Концерты для духовых инструментов. До Вивальди духовые инструменты считались примитивными, "неблагодарными" для композитора. "Рыжий священник" доказал, что это не так. Но наибольшее предпочтение среди духовых Вивальди отдавал флейте - нежной, "женственной", как называли её, флейте. Обладая неистощимой творческой фантазией, композитор поручал флейте в своих сочинениях именно такие партии, в которых она могла зазвучать в полный голос, проявить все свои достоинства.
     Особенно хорошо это видно в двух концертах для флейты и оркестра, изданных в Амстердаме в 1728 году. В первой части концерта "ll gordellino" ("Щегол") флейта, перекликаясь с оркестром удивительно точно подражает трелям щегла, 

 
а в концерте La notte ("Ночь") она погружает слушателя в туманный, зыбкий мир грёз.


Голоса из хора
*   *   *
"Характерной чертой музыки Вивальди (во всяком случае, его концертов), является её необузданная, захватывающая природа"  Джон Хокинс

*   *   * 
"В жанре скрипичного концерта Вивальди стал создателем такого же безусловного образца, как Корелли - в жанре сонаты" Арнольд Шеринг

Сыграй сам
Вивальди Концерт для гобоя RV 461 Larghetto, стр.81

Рекомендуем послушать
     Антонио Вивальди известен широкой публике как выдающийся скрипач-виртуоз и автор волшебных концертов для скрипки. Однако в своё время наиболее популярны были не концерты, а оперы Вивальди.
Клод Жозеф Верне Буря
     Современные слушатели знают, по большому счёту, лишь один цикл концертов, входящих в сборник "Опыт гармонии и изобретения" соч.8 - цикл "Времена года". Однако в этот сборник входят и другие выдающиеся произведения, из которых наибольшего внимания заслуживает концерт ми-бемоль мажор для скрипки соч.8 №5 RV 253 "Буря на море". 
     Композитор, как следует из названия рисует впечатляющую картину шторма. Причём собственно "разгулу стихии" отведена только первая часть.




Уже во второй части мы видим, благодаря мелодичному диалогу солирующей скрипки и оркестра, как  над едва-едва успокоившейся морской гладью восходит солнце.


Третья часть - это возвращение к привычной, обыденной жизни после соприкосновения с "величественной жестокостью" природы.



Иоганн Себастьян Бах
(1685-1750)





Голоса из хора
*   *   *
"Если музыка способна облагородить и возвысить наше существование, значит, её миссия выполнена. И когда композитор приходит к этому, он как будто прикасается к самой высокой вершине. Бах эту вершину покорил". Пауль Хиндемит
*   *   *
"Вся моя музыка принадлежит Богу и все мои способности Ему предназначены".  И.С.Бах

*   *   *
"Музыка для Баха - богослужение. Искусство было для него религией. Поэтому оно не имело ничего общего с миром, ни с успехом в мире. Оно было самоцелью". Альберт Швейцер

*   *   *
"Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике". Готфрид Вильгельм Лейбниц

Сыграй сам
Бах Сюита №3 BWV 1068 Ария, стр.21

Рекомендуем послушать
Токката и фуга ре минор BWV 565. 
   Это произведение, написанное молодым Бахом, значит в истории музыки гораздо больше, чем многие "большие концерты" маститых мастеров.
      Токкату и фугу композитор написал, вероятно, ещё в юности. Это сочинение требует от исполнителя не только виртуозной техники, но и способности к импровизации.     Начало произведения - возглас... Он - словно призыв к молчанию. "Внемлите" - говорит вступление слушателям. Из вступления рождается музыкальная речь. Бурная, драматичная,  она подобна горной реке весной. Она не даёт опомнится, она властно влечёт за собой и поражает мощью и глубиной звука. 
     Следующая за токкатой  фуга полна доверительности. Она лирична, изящна и вместе с тем по-юношески неспокойна.
    




Голоса из хора
*   *   *
"Я стараюсь писать много, во-первых, по необходимости, а во-вторых, чтобы доставить удовольствие моему покровителю. Ему пришлись по вкусу мои сочинения, и он всё время побуждает меня писать". Из писем Иоганна Кристиана Баха
*   *   *
"Музыкант не может затронуть сердца других людей, если сам не переживает всех тех эмоций, которые надеется вызвать у своих слушателей. Только если он откроет чувство в себе самом, он сможет сообщить его другим". Карл Филипп Эмануэль Бах

Сыграй сам
Бах Концерт для скрипки с оркестром ля минор BWV1041 Часть первая, стр.73



Рекомендуем послушать
Сюита соль мажор для виолончели соло №1 BWV1007.
     Прелюдия, которой начинается Сюита соль мажор для виолончели соло№1 BWV 1007. столь популярная сейчас, своим очарованием обязана, в первую очередь, мягкой главной теме, ведомой одинокой виолончелью.



     Вторая часть Сюиты - традиционная Алеманда. 



     Следующая за второй частью Куранта - это танец в итальянском стиле, отличающийся живостью темпа и ритмичностью.

     Четвёртая часть - Сарабанда, самый серьёзный и раздумчивый фрагмент сюиты,-полифонична. Её неторопливое развитие передаёт сложную гамму чувств.

     Разительно отличается от Сарабанды радостный и быстрый Менуэт№1 и лиричный и ясный Менуэт №2. (Звучат без перерыва)

     Радостный блестящий финал сюиты - Жига, танец стремительный и летящий.

Чакона из Партиты ре минор №2 BWV1004.
     Около 1720 года Бах создал три сонаты и три партиты для скрипки соло. Партита ре минор №2 BWV1004 выделяется из их ряда не только своей пленительной неземной красотой, но и исключительной сложностью. Произведение включает в себя пять частей, наиболее же известна из них пятая часть - Чакона.




Комментариев нет:

Отправить комментарий