Бернарт
де Вентадорн
(провансальский
лирический поэт XII столетия)
I.
У
любви есть дар высокий —
Колдовская
сила,
Что
зимой, в мороз жестокий,
Мне
цветы взрастила.
Ветра
вой, дождя потоки —
Все
мне стало мило.
Вот и
новой песни строки
Вьются
легкокрыло.
И
столь любовь сильна,
И
столь огня полна,
Что и
льдины, как весна,
К
жизни пробудила...
-
500-1400гг.
-
Монодический склад (Монодия до 1150г, далее полифония-до последней четверти 16
века 1575.)
-
Основные страны, в которых сохранились письменные источники ранней
средневековой музыки - Англия, Франция, Италия.
-
Господство вокальной религиозной музыки. Она преимущественно анонимна, а нотация невменная.
-
Основные монументальные жанры - мессы и пассионы (страсти)
- Иные
жанры - гимн, антифон, троп, секвенция.
Григорианский
хорал - общее название для одноголосных песнопений на латинском языке,
звучавших в католической литургии, исполнялись строго монодически
(одноголосно), мужским или детским хором (женский только в монастырях), без
инструментального сопровождения.
(606
год-дата кодификации папой Григорием Великим свода песнопений католической
церкви в «Григорианский антифонарий»)
Это
музыка религиозных эмоций, религиозной картины мира.
Григорианские
хоралы делились на две группы и определили специфику жанров мессы и пассионов:
1
группа - связана с формированием мессы - распевность, вокальность, большой
мелодический диапазон, длинные фразы широкого дыхания.
2
группа- тематическая основа пассионов - речитативный псалмодический характер.
Месса - Католическое богослужение,
бывают обиходными (каждый день) Missa ordinarium
заупокойными - реквием, торжественными (в праздники)
В основе мессы 6 частей:
- Господи помилуй Kyrie
Eleison
- Слава в вышних Gloria
- Верую Credo
- Свят Sanctus
- Благосновен будь Benedictus
- Агнец Божий Agnus
Dei
Пассионы - повествования о страстях Господних, произнесение
Евангельских текстов нараспев, исполнялись в соборах раз в году на Пасху.
Они были любимы всеми слоями общества. В них развивался
элемент театральности для облегчения восприятия сюжета.
Литургическая Драма - жанр более народный и светский, также
театральный.
Исполнялись в любое время, но были в основном приурочены к
церковным праздникам.
Сюжеты использовались библейские, диалоги в стихотворной
форме, с участием инструментального ансамбля, исполнители одевались в
соответствующие костюмы.
Первые образцы церковной полифонической музыки - жанр
органум.
Техника Cantus
Firmus-пение
на основную (Григорианский хорал) мелодию, она в нижним голосе, верхний голос
орнаментален, мелизматический.
Центром светской музыки Средневековья была Франция (С 9 по
13 век) -
рыцари - музыканты - трубадуры, труверы;
и позже (12-14 век) - Германия: миннезингеры.
Бродячие музыканты назывались в Германии ШПИЛЬМАНАМИ,
во Франции ГИСТРИОНАМИ,
бродячие студенты европейских университетов-ВАГАНТАМИ.
Когда кого-то из них принимали на придворную службу, то они
становились МЕНЕСТРЕЛЯМИ.
Мелодии танцевальные, жизненные сюжеты, сопровождалось
пение игрой на виоле, лютне, готической арфе, ребекке (арабский или
византийский струнный инструмент) или небольшим ансамблем с духовыми
(продольная флейта, крумхорны) и ударными (тамбурины, тимпаны, бубны)
Музыкальное искусство Средних веков - синтез многих
традиций:
- фольклор древнегерманских племен (энергия, жизненная
сила),
- лиризм и утонченность Арабского Востока.
В Григорианском хорале были отобраны наиболее выразительные
мотивы характерные для стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Были
определены канонические разделы службы в католической церкви (по сей день).
Основное свойство музыки - суггестивность, оказывала мощное
воздействие на верующих.
На контрасте полуязыческой светской и христианской
церковной музыки строилось многообразие музыкальных переживаний того времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий